Как получить удовольствие в пробке. Советы психолога
Если в Москве остался хоть один автомобилист, надеющийся, что при его жизни столичные жители лишатся проблемы пробок, значит среди нас еще остались неиспорченные мечтатели и у Пауло Колэльо есть для кого писать, а Эдуарда Осадова есть кому читать. Большинство уже, конечно, давно привыкло к тому тошнотворно-тревожному чувству, с которым приближаешься к очередному "проблемному" месту дороги, а поминутные судорожные движения наподобие фрикций превратились в бытовую "обязаловку" для каждого четырехколесного обладателя.
Бороться с пробками бессмысленно, под них можно только подстроиться и в некотором роде полюбить их, наслаждаясь чувством замирания времени и никем не нарушаемого одиночества. Вскоре, после того, как, правда, мы все окончательно свыкнемся с этой городской патологией, находчивые предприниматели немедленно найдут способы развлечь нас во время сидения в автомобиле. Зарождение "пробочной" индустрии не за горами. Пока же предлагается довольствоваться почти "самопальным" встроенным в авто компьютером с беспроводной клавиатурой, бесполезной навигацией, еще более бесполезным КПК и множеством извращенных способов подключения MP3 плееров к аудиосистеме. Многим, кстати, все это помогает, скорее, правда, психологически.
Если физически решить проблему многочасовых подергиваний руками и ногами и потерей чувствительности пятой точкой и спиной можно путем различных гимнастик, то с психикой все сложнее. Как говорит психолог Мария Стывкина, стрессу в пробках более всего подвержены по натуре тревожные люди, которые не переносят чувство неопределенности и беспомощности. Многоразовое переживание подобного дискомфорта, да еще и в ограниченном пространстве, может привести к проявлению немотивированной агрессии и возникновению нервозов, которые уже являются одной из степеней серьезных заболеваний. Активным и подвижным людям стоит чаще брать попутчиков, путешествовать с друзьями, сотрудниками и членами семьи. В рунете сейчас появилось множество сайтов, где можно найти себе попутчика, который еще вдобавок возместит часть затрат на бензин.
Главное же в поддержании психической стабильности работа над собой: воспринять ситуации такой, какая она есть, и пережить пробку, как томительное ожидание мужа из командировки или сонливое ожидание своей очереди в паспортный стол. Идеальным вариантом для коротания времени в пробке является обдумывание и анализ жизненных событий и проблем, на что времени или сил не хватало.
Психотерапевт Галина Клейн советует также в пробке поговорить о чем-то серьезном со своими детьми. В замкнутом пространстве, где некуда деться, и нет других занятий, кроме разговоров, ситуация располагает к обстоятельной и вдумчивой беседе. В целом, Г. Клейн рекомендует рассматривать пробку как неизбежную реальность, как каприз природы и ни в коем случае не заострять на этом свое внимание. Естественно, автомобиль, символизировавший до недавнего времени свободу передвижения и ставший в пробке своеобразной тюрьмой, может вызвать раздражение, фрустрацию и обострить другие внутренние проблемы человека. С этим бороться бесполезно, важно правильно это принять.
Ну, а пока в пробках продают только то, что никому не нужно, водители вынуждены развлекать себя сами. Из самых пристойных занятий можно перечислить следующие:
Чистка и уборка в автомобиле: надо же разобрать, наконец, бардачок.
Прослушивание аудиокниг. Полезно во всех отношениях.
Приведение себя в порядок: бритье, чистка ботинок, маникюр. Позволяет с утра поспать подольше.
Расслабление на массажной подстилке на сидении. Подстилка – штука приятная.
Громкое пение для избавления от излишней энергии.
«Дикторская» гимнастика или занятия с эспандером. Тоже какая-никакая польза.
Изучение социальных закономерностей методом рассматривания соседей по несчастью. Кстати, говорят, сейчас в пробках стало модно знакомиться.
Можно настраивать новые станции на магнитоле.
Полезным является изучение всех функций мобильного телефона и звонки забытым друзьям.
Вязание носков.
Автопроизводителям, кстати, можно было бы и задуматься над разработкой специальных «пробочных» пакетов комплектации производимых машин. Вот, что совсем не помешало бы попавшим в пробку:
Велотренажер, который бы выдвигался над педалями, пока автомобиль неподвижен.
Возможность проецирования диафильмов на лобовое стекло.
Автомобильное ICQ, по которому можно общаться с другими водителями.
Робот-попутчик, готовый поддержать любой разговор, посочувствовать и который бы мог зачитывать вслух новости из Интернета.
Автопилота и кресло водителя, превращающееся в кровать.
Елизавета Бадалова
http://www.autonews.ru/autobusiness/.../03/02/1247610