есть у меня подруга 20тилетней давности, близкая, а у подруги бабушка живет в Израиле 92летняя.
вот подруга и решилась навестить бабулю, тетку, да и меня прихватить чтоб не скучно в дороге было.
но мы не знали главного - что все родственники живут в ультраортодоксальном городке 
у нас с моей Юлькой была одна неделя, а по ощущениям - месяц минимум ))
сначала мы жили в Бейтар-Иллите, потом выползли в Иерусалим, на Мертвое Море и немного пожили в Тель-Авиве.
решила и с вами поделиться прям подробно,
а то когда ж еще меня, коренную не-иудейку, занесет на шаббат в религиозную общину?!
я могла б сто миллионов раз сойти с трапа в Бен-Гурионе и ездить на экскурсии,
но так бы и не узнала Израиля в сиянии его исторического предназначения.
там (в городке) НЕТ мужчин в иной одежде, кроме как в черно-белой,
НЕТ женщин в коротких юбках и все поголовно отмечают шаббат почти как наш новый год каждую неделю.
я б застрелилась, если честно ))
если у кого хватит интереса и терпения дочитать, поймете почему 
в туалете аэропорта пришлось переодеться в длинные юбки и кофты с рукавом..
ведь мы уважаем чужой образ жизни и веру
хотя все равно косых взглядов потом мы поймали много - там голубое и полосатое не особо популярно )
один косяк - в шаббат фотографировать нельзя и вся красотища действа осталась в моей голове..
и плюс - не уверена, что имею право юльчиных родственников на общественное обозрение выкладывать, так что тут будет только пара спин 
но зато могу поделиться некоторыми шокирующими (меня, нерелигиозного обывателя) интимными подробностями.
в машине по дороге из аэропорта и дома остаток вечера нас инструктировали:
- в пятницу (мы прилетели поздно в четверг) приехать домой надо до 2х дня
- вечером прозвучит сигнал о начала шаббата и сразу вступают в силу все "нельзя" (что-то вроде нашего городского сигнала военной тревоги)
- шаббат наступает каждую неделю в разное время (ибо закат солнца на наши часы плевать хотел)
- вообще там начало дня исчисляется вечером после заката
детей в семье 5, но бывает и больше - у соседки, например, 21...
сейчас внимательно вчитайтесь в цифру! вам не показалось ))
она просто близняшками и тройняшками рожает!
по принципу: сколько Бог пошлет, столько и будет.
дети все какие-то ооочень настоящие!
после того, как нам сказали, что телевизорами особо не пользуются и для детей кошерный телефон -
тот, который может звонить и обладает зеленым экранчиком, вопрос про вайфай у меня как-то сам собой отпал ))
и именно поэтому у них чистое детство с резиночками, книжками и замысловатыми ракетами в парках
почему-то сразу вспомнилось, что мои 12летние племяши за всю жизнь разве что пару книг прочитали ((
"наших" детей звали Исраэль, Нихама-Рахель, Хаим-Мелех, Сара-Рейзель и Шмулик.
круто звучит, да?! 
я сидела с открытым ртом, пока пыталась осознать всю аутентичность одних только имен
по старшинству от 18 лет:
Исраэль живет не дома сейчас, а в иешиве в Иерусалиме, учится и приезжает раз в месяц
нам повезло - он приехал чуть раньше, отпросился подшить штаны и что-то еще сделать важное у мамы )))
Нихама тоже учится в Иерусалиме, скромная такая и постоянно присматривает за Шмуликом,
притом явно ей это в удовольствие - знаете, есть такие прирожденные мамочки..
Хаим разводит всякую флору и кошачью фауну и по книжке пытается приготовить из растений какие-то лекарства -
встает ночью и проверяет свои настойки-богаства )) а еще он рисует целые истории.
Сара постоянно улыбается, смеется и обо что-нибудь бьется ))) потому на момет нашего приезда дефилировала с эластичным бинтом на руке
ну а Шмулик, как и положено четырехлетнему, бегает, буянит и ставит свои детские глаза со всей возможной непосредственностью
естественно, в Бейтаре все нормально с безопасностью.
то есть если дети на полдня свалили сами колбаситься в парке вне зависимости от возраста, голова не болит
или, например, они уехали в зоопарк в Иерусалим сами, тоже нормально..
тут еще отлично работает принцип "старшие смотрят за младшими":
двенадцатилетние девочки на улицах нянчат и поют песенки своим братишкам-сестричкам,
старший брат смотрит, чтоб никто не покалечился из мелких..
ну если б у меня было 5 или 20 детей, я б тоже безжалостно пользовалась бесплатным детским трудом!
утром мы катаемся по Иерусалиму, а в обед мы попадаем на полномасштабную подготовку к шаббату.
суета, куча мисок с салатами, две полные духовки и 4 заставленные конфорки,
убирающие игрушки-купающиеся-одевающиеся мужчины,
смотрящие на нас огромными глазами как на редких северных оленей дети,
женщины - работницы съестного конвейера и 4 кошки на улице, явно учуявшие запахи кипеша.
притом одна трехцветная кошка вследствие встречи с автобусом патологически не умеет ходить прямо -
к цели она идет кругами одноногого пирата после того, как он пропил все награбленное золото на Тортуге..
я прям залипла, наблюдая как бедное животное пытается под табуреткой пройти к миске со сметаной - и смех, и тоска зеленая
в общем, представьте себе картинку..
учитывая, что у нас с Юлькой кардинально спокойный контролируемый образ жизни,
а она так вообще не очень толерантна ко всем побочным эффектам детского присутствия ))
я прям иногда в ее глазах читала какое-то глухое отчаяние, бгг
мне повезло больше - дрессировка племяшками не прошла мимо, да и с беспорядками на "ты" ))
фишка в том, что в шаббат работать нельзя, и не просто работать, а именно нельзя:
- готовить еду
- водить машину
- стирать вещи
- вести деловые разговоры (в том числе, например, "дорогая, а стоит ли манную крупу купить в понедельник?!")
- чистить зубы
- нарушать упаковки (бабушкины таблетки заранее достали из упаковок в специальный контейнер, напитки заранее открыли, пищевую пленку заранее оторвали и приклеили магнитами к холодильнику)
- включать свет и плиту (для этого до звукового сигнала все электричество перекидывают на установленное в каждом доме реле, которое автоматически выключает освещение в 00-00...и оставляет работающей маленькую электроплитку чтоб завтра можно было разогреть еду)
- причесываться
- пользоваться любыми электронными приборами типа телефонов и фотиков
- и еще кучу разных таких привычных нам мелочей тоже неззззя
мне понравилась политика в отношении евреев по крови и новоявленных ))
народу после гиюра (обращения) сильно долго не будут прощать нарушение этих законов,
но если еврейство случилось по крови матери - ну что ж поделаешь, от ошибок меньшим евреем ты ж не станешь ))
в шаббат предписывается иметь три еды: одну вечером пятницы, 2 в субботу
(для незнакомых с ивритом и Израилем: такого понятия как "понедельник" или "среда" у них нет - есть "день первый, день второй" и так далее до шаббата... соответственно, наше воскресенье = их понедельник как "день первый")
первая еда помимо закусок должна иметь бульон, желательно с мелкими сухариками в качестве символа манны
(дико вкусные штучки, мы с Юлькой сразу домой схватили по пачечке ))
вторая еда включает мясо, которое в теории стоит медленно готовится всю ночь с вечера.. ну это в теории..
третья еда должна обязательно содержать рыбу
(не забываем представлять себе, что днем каждой пятницы мать семейства это все должна сваять на все свои 7-10-25 голов.. чем не новый год?!)
тут еще отдельная история с мясом.
с первой же секунды на кухне, я сразу осознала засаду - раковин 3 (третья в коридорчике рядом)
в Торе сказано "не свари мяса козленка с молоком его матери"
потому верующие имеют 2 раковины, 2 столешницы и 2 набора посуды: один для мясных продуктов, другой - для молочных.
точнее может быть еще третий набор посуды - шаббатный праздничный.. многие спасаются одноразовой ))
молочное нельзя есть с мясным, а после колбаски надо ждать 6 часов, чтобы откушать сыра.
я это все в молескине у себя потом писала, ибо дико интересно!
даже пыталась вникнуть в различия шляп ортодоксов и названия запомнить..
в иудаизме тыща этих течений, последователи каждой, естественно, считают себя единственно правыми
и мильонами всяких традиционных деталей одежды пытаются гордо обозначить принадлежность и свое положение.
здесь грузить кнейчами, капелюшами и тфилинами не буду )))
---------- Сообщение добавлено 16.01.2013 в 18:39 ----------
распинаюсь про наш опыт жития в Бейтаре подробно, потому как про Иерусалим и Мертвое Море, я так думаю, можно много где найти интересного ))
в общем, уже изрядно ушатавшись за день обзорной поездкой в Иерусалим, помощью на кухне и вмещением в себя всех правил с эмоциями, встретили мы шаббат.
суббота началась примерно тем же, чем закончилась пятница - общесемейным застольем
разница только в том, что никто домой не ушел, все остались у бабушки до вечера.
можете представить себе троих детей школьно-дошкольного возраста, которые периодически что-то не могут поделить?!
интриги, расследования, все дела
только вот ругать-то нельзя!
ибо это есть деловые беседы..
потому когда мелкий Шмулик залез на стол в ботинках или швырнул банку с бабушкиными таблетками в сестру,
ему сказали "балованый, иди я тебя поцелую".
я думала, мою Юльчу кондратий хватит ))
мы уже заправски начали омывать руки в молчании,
нести тарелки после колбасы только к мясной половине,
и втихоря маяковать семьям, что мы живы... пока Юлька на стреме стояла, я за кроватью в сумке смску писала ))
один раз укосячила - пошла чистить зубы, а тут малой влетел в ванную с полными ужаса глазами.
надеюсь, я не нанесла ребенку психологической травмы
после молитв, еды, песнопений и теологической беседы добавилось новенькое -
папа спрашивал детей, что они узнали на этой неделе..
и дети на иврите, запинаясь и подглядывая в раскрашенные мятые листики, что-то рассказывали.
кстати, песнопения меня шокировали, но на самом деле это очень красиво! особенно когда идешь по улице, а из всех окон с теплым светом доносятся семейные маленькие хоры 
по истечении субботы и третьего новогоднего обеда за сутки случилась Хавдала.
это такое разделение выходного и рабочих дней.
опять вино в рюмочку через края, молитвы, маленькие книжки
только еще принесли маленькую штучку и отец семейства всем дал ее нюхнуть по очереди.
такие благовония - у нас была гвоздика, можно корицу или что другое натуральное душистое
и еще как-то быстро мелькнуло зажжение свечи, а потом все по очереди на нее махнули.
я, конечно, сразу не врубилась, что это было..
оказалось, символически благословляют руки светом свечи на труд в новой неделе
что меня еще удивило..
- в автобусе женщинам нельзя проходить в первую дверь.
так что первая половина автобуса вся такая черная в пейсах, а вторая - в шапках, париках и детях.
замужние дамы должны покрывать головы - вот, кроме беретов и специальных шапок, и носят парики
- иудаизм должен быть в крови.
опять-таки, как я поняла из суждений детей, если ты еврей, ты избран и должен жить по Торе,
а если не следуешь - ты еврей, который не хочет быть евреем - значит не еврей.
то есть толерантность ваще не конек ортодоксов, ага ))
- мальчикам запрещается общаться с девочками после Бар-мицвы,
то есть по достижении возраста 13 лет
- мужа девочкам (жену мальчикам) выбирают папы с раввинами.
учитывая, что раввин - это в принципе не столько священник, сколько гос.служащий и ученый по Галахе,
а также то, что с детства за каждым ребенком "присматривают",
то выбирают пару исходя из принадлежности течению, черт характера и божественного вдохновения
потом ребятам дают месяц на познакомиться и как бы согласиться с предложенным
- в три годика к деткам в садик начинает приходить раввин и рассказывать что-то из Торы
сначала один раз в неделю, потом 3, а потом каждый день..
им выдают всякие картинки, раскраски - все с религиозным содержанием, конечно же
они это учат, чтоб в шаббат рассказать папе
- считается, что Тора дает все необходимые знания для жизни.
считать, читать-писать, конечно учат.. но дальше сильно не углубляются, как я поняла
какая-то дичайшая засада! у детей нет аттестата по нашим понятиям
- вши в школах и садиках более-менее нормальны.
по принципу "вырастет, сам(а) их выведет
- стрижет мальчиков исключительно раввин.
в соответствии с принятыми тонкостями конкретного течения иудаизма
справедливости ради - они ходят на полуторогодовалые курсы.
например, кройти и шитья или рисования.
и да, как амишам, детям дают право выбора после 18ти лет..
то есть сильные духом могут пойти в армию, получить после службы стипендию,
только вот начинать обучение им потом придется не с поступления в ВУЗ, а почти сначала.
а некоторые особо ушедшие в религию семьи могут и не принять выбор -
рассказывали нам, как от девочки семья отказалась и теперь она ночует в квартале у подруги, приезжая в город..
что делают мужчины.
просвещаются.
есть те, кто работают, если позволяет мирская специальность, приобретенная до переезда,
только в рабочем графике у них предусмотрены часы учебы в синагоге...
но основная масса - раввины.
кто-то ездит по другим странам и несет знания в массы, кто-то на месте работает,
но видимо основной хозяйственной тягой все же выступают женщины.
женщины, помимо ведения хозяйства, работают
портнихи, кассиры, кто может тоже по ранее приобретенной специальности..
но в Израиле есть такое замечательное явление - мишпахтон
это домашний детский мини-садик 
мамочка, все равно сидя дома с малышом, при наличии определенных условий может зарегистрировать садик
в нем должно быть не больше 5 деток, площадь для сна, игр и дворик..
дворик, кстати, не проблема, он там почти у всех есть даже микроскопический или на крыше ))
по-моему, это очень клево!
когда вроде как сдаешь мелочь в гости, просто можешь что-то требовать и приплачиваешь.
по крайней мере, риска подхватить заразу количественно меньше ))
вот такая многосторонняя история про маленький религиозный городок с большим заполненным верой сердцем.
всего 2,5 дня нам хватило, чтоб увидеть очень-очень многое,
не все, безусловно.
прежде всего, потому что нас приняли открыто и радушно,
за что я буду до конца жизни благодарна этой дружной еврейской семье!
самое красивое, что мне удалось увидеть в ортодоксальной еврейской жизни -
целостные взрослые души и живые детские глаза
(без потребляцких истерик "хочу куклу братц" и "мам, отвали на фиг")
цепочка ценностей ясна как Божий день: еврей - иудей - приоритеты Торы.
вроде как не надо заново по шурупчикам винтить свои собственные ценности
я не идеализирую, понимаю что каждого где-то колбасит, но на то религия и есть - дырки помогать заполнять ))
еще одна удивительность.
в Иерусалиме есть некая территория с евреями, не признающими государство Израиль 
у них паспорт родной страны, продлеваемый много-много лет в консульстве, например, Германии..
они верят, что государство себя неправильно ведет в отношении предназначения этой земли
про Бейтар я все что могла поведала, так что теперь будет меньше букв и больше фоток...
в тексте фоточки не все оттуда, многие из Иерусалима, но как-то вот хотелось разбавить текст картинками 
---------- Сообщение добавлено 16.01.2013 в 19:00 ----------
про Иерусалим писать много не буду - не книжки ж пересказывать ))
на меня этот город производит смешанное впечатление..
почему-то похожие ощущения вызывает Стамбул, не знаю почему
мне больше нравится ивритское название "Иерушалаим" 
нам в процессе одной из экскурсий саундтрек ставили из разных песен про Иерушалаим, красиво звучит
мне кажется, город даже в прохладу как раскаленный выглядит
потому и на картинках он у меня такой старо-теплый получился ))
как-то необычно для моего глаза видеть город ступеньками ))
он, конечно, не единственный в мире такой, но все же
он огромен и без провожатая лучше туда не лезть - можно забрести к арабам, что не очень безопасно.
была мысль взять машину в прокат, но нас разубедили
поскольку мы уехали из Бейтара утром в Иерусалим побродить,
а днем собирались на автобус в Тель-Авив, думали куда б вещи пристроить..
ну нет там камер хранения из-за опасности террактов.
выкрутились тем, что мама подруги Нихамы живет недалеко от автовокзала и смогла приютить наше барахло
и естественно, старый и новый город контрастно отличаются.
гордость города - одна линия новехонького итальянского трамвайчика ))
конечно же, сразу видно что город большой и народ отличается даже по внешнему виду от Бейтара.
хоровод застали около фонтана - в честь чего, так и не поняли ))
можно там быть тридцать три раза в Старом Городе и каждый раз видеть новое
в первый раз мы были на католической экскурсии, второй раз на обзорной по всему городу,
а третью нам приватно проводил Юлькин родственник по иудейским ценностям.
весело ходить двумя девочками с ортодоксом-гидом, все оборачиваются, русские при звуках речи рот открывают ))