Вход

Просмотр полной версии : Фотоотчет ремонта вентилятора отопителя.



Infactory
05.03.2014, 23:11
Всем привет! Как и многих пользователей этого форума, меня также напрягало легкое посвистывание вентилятора отопителя в холодное время года. Поэтому, почитав тему У каво запел моторчик печки, с приходом холодов?? (http://www.civic-club.ru/forum/showthread.php?t=81802&highlight=%EA%E0%E2%EE+%E7%E0%EF%E5%EB), я решил попробовать избавиться от свиста своими силами. К тому же небольшой опыт разборки и замены втулок и подшипников на двигателях ручного электроинструмента у меня есть. Самым сложным мне представлялось снять крыльчатку с вала двигателя, но это оказалась не самая большая проблема. Итак, обо всем по порядку)))
Для начала снимаем нижнюю панель под бардачком для доступа к вентилятору, для этого просто тянем панель вниз возле крышки бардачка. Панель на клипсах, поэтому нужно приложить небольшие усилия, чтобы клипсы отщелкнулись. Слишком резко нельзя давить, иначе есть риск сломать пластиковые направляющие с резиновыми наконечниками, которые расположены на противоположной стороне панели (на фото).
http://img-fotki.yandex.ru/get/6729/10798127.0/0_f2902_5866e54c_L.jpg
Далее отключаем разъем питания вентилятора, и воротком с головкой на 8мм откручиваем три самореза, крепящие вентилятор. Можно воспользоваться и короткой крестовой отверткой, но воротком удобнее. Саморезы видны на фото.
http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/10798127.0/0_f2903_5e62a930_L.jpg
Итак, вентилятор у нас в руках! Со снятием крышки вентилятора я не стал мудрить, а сделал также как и tommy27 в сообщении 201 (http://www.civic-club.ru/forum/showthread.php?t=81802&highlight=%EA%E0%E2%EE+%E7%E0%EF%E5%EB&page=21), т.е. открутил винт крепления, нагрел крышку феном (обычный фен для сушки волос), и потихоньку стянул ее с двигателя. Забыл добавить, что перед снятием надо подогнуть упоры на клеммах, чтобы они свободно вышли из крышки.
http://img-fotki.yandex.ru/get/9812/10798127.0/0_f2905_e85bf8b2_L.jpg
Крыльчатка снялась на удивление просто: для этого я развел губки тисков так, чтобы сам электродвигатель провалился в тиски, а крыльчатка упиралась на губки тисков. Нагрел все тем же феном крыльчатку. Одной рукой придерживал крыльчатку, а другой рукой ударил по валу. Достаточно одного сильного и точного удара, чтобы вал начал выходить из крыльчатки. Далее я уже при помощи затупленного керна потихоньку выбил двигатель из крыльчатки.
Итак, вот двигатель. Не разбирая его уже видно, что есть какая-то проблема – крышка, где расположен щеточный механизм, неплотно прилегает к корпусу двигателя (на фото).
http://img-fotki.yandex.ru/get/9089/10798127.0/0_f2906_872ab812_L.jpg
Чтобы снять крышку с щеточным механизмом, нужно разогнуть металлические лапки на корпусе. Я взял широкую шлицевую отвертку, вставил ее наискосок между лапками и как-бы «развернул» лапки. Снимаем крышку и вынимаем якорь из корпуса, преодолев сопротивление магнитов статора. Под нижним подшипником находится шайба, важно ее не потерять.
Видно, что якорь посажен на подшипниках. На мой взгляд, это гораздо лучше, чем втулки – выше долговечность и надежность двигателя.
http://img-fotki.yandex.ru/get/9169/10798127.0/0_f2907_1bf1bf99_L.jpg
Подшипники одинаковые, закрытые с двух сторон. Номер 608DW, производство NSK. В принципе, такие подшипники найти не проблема – они используются и в стиральных машинах, и в электроинструменте. Во всех магазинах, торгующих подшипниками, нашего города, куда я звонил, они были в наличии. Мне оставалось только выбрать производителя)))
http://img-fotki.yandex.ru/get/9806/10798127.0/0_f2908_7e2f5bc_L.jpg
На следующем фото видно проблему – подшипник упирается в коллектор, соответственно наружная обойма не вращается, и подшипник не работает. Именно поэтому была выдавлена крышка двигателя. И именно поэтому пришлось искать новый подшипник, т.к. этот нужно выпрессовывать…
http://img-fotki.yandex.ru/get/9820/10798127.0/0_f2909_afa5635_L.jpg
Чтобы выпрессовать подшипник, я обратился в сервис по ремонту электроинструмена, но там мне посоветовали отправить двигатель на помойку, т.к. неизвестно, почему подшипник оказался так близко к коллектору, а также невозможность снять подшипник при помощи съемника)))
Заказывать новый вентилятор за такие бешеные деньги я не собирался, поэтому попробовал в магазине запчастей подобрать при помощи штангенциркуля (размеры на фото чуть ниже) двигатели от отечественных автомобилей. В итоге ни от одной машины (ВАЗ, ГАЗ, Газель, УАЗ) двигатель не подходит. Но, кстати, в интернете нашел фото двигателя, визуально один в один похожего на наш (http://www.drive2.ru/cars/mazda/6/6_2nd_generation/akuryshev/journal/2802255/), с отличием в том, что там имеется проточка на валу. Там же видно ,что между коллектором и подшипником зазор имеется примерно в 2мм.
Пришлось стачивать подшипник на наждачном станке. Когда убрал подшипник, стало видно, что диэлектрик коллектора треснутый. Очевидно, что именно коллектор постепенно сместился к подшипнику и заклинил его. По идее, такой якорь действительно нужно отправить в помойку, но учитывая, что заменить мне его нечем, то я решил заклеить коллектор эпоксидной композицией. Предварительно сместив коллектор ближе к центру и зажав его поперек трещины струбциной ,я залил углубления в диэлектрике эпоксидкой и подложил сразу же шайбу, чтобы между коллектором и подшипником был хоть какой-то зазор (на фото).
http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/10798127.0/0_f290a_cd18e46b_L.jpg
Пока сохла эпоксидка, я вскрыл подшипник с задней части якоря, убрал старую смазку и снова смазалl mobilgrease xhp 222 для подшипников (рабочая температура от -25 до +150). Купленный подшипник я очистил от заводской смазки в растворителе и смазал тем же mobilgrease. Новый подшипник напрессовываем на вал при помощи втулки подходящего диаметра. При этом надо следить, чтобы втулка упиралась только на внутреннюю обойму подшипника, иначе можно его повредить.
Сбоку двигателя и вентилятора в целом производим в обратной последовательности. При этом крыльчатка на вал налезла без всякого нагревания, от руки с большим усилием, а вот пластиковый фиксатор (на фото) пришлось забивать при помощи втулки (как и подшипник на вал). Крышка вентилятора также ставится от руки и фиксируется винтом. Установка вентилятора и пластиковой панели на место тоже в обратной последовательности.
http://img-fotki.yandex.ru/get/9507/10798127.0/0_f290b_93900c35_L.jpg
Сейчас при включении вентилятора появился посторонний шорох от щеток, т.к. они стали работать по новой плоскости. Вибрация крыльчатки отсутствует и нету того свиста, из-за которого вся эта работа и задумывалась.
Я думаю, что шорох от щеток в скором времени исчезнет. Если шум так и останется, то к лету заменю вентилятор полностью – вроде нашел аналог примерно за 3000р, но есть некоторые сомнения. К тому же такой коллектор, я считаю, долго не протянет.
Подводя итоги, могу сказать что зная, с чем мне придется столкнуться, я не стал бы заморачиваться, а просто поискал бы другой вентилятор. Возможно, что я сам сломал коллектор и сдвинул крышку двигателя, когда разбирал вентилятор. С другой стороны, может быть мои мучения кому-нибудь пригодятся, кто сможет просто вскрыть и смазать подшипники. Сами подшипники в идеальном состоянии, их просто надо почистить и смазать более подходящей для нашего климата смазкой.
Размеры двигателя:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9812/10798127.0/0_f290f_3aeef4b7_L.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/6727/10798127.0/0_f290e_11de47c5_L.jpg
Как-то так!

Stalker_rus
06.03.2014, 13:26
познавательно и подробно! респект. особенно про подшипник и этапы разборки. как говорится, однозначно в мемОрис! ;D

SR1
07.03.2014, 00:04
Ну и ну!
Выше упомянутая специализированная тема об нашем моторчике, который пищит, построена на том, что моторчик имеет подшипники скольжения. Вот первое упоминание об этом:

- http://www.civic-club.ru/forum/showpost.php?p=2926974&postcount=36
А дальше никто не усомнился.
Теперь выясняется, что в моторчике установлены опорные шариковые подшипники. Это меняет представление о причинах писка. Ведь шариковые подшипники качения надёжны и долговечны. А причиной писка является затирание сместившегося коллектора и наружной обоймы подшипника.

Ясно, что капать масло на торец вала не имеет смысла.

Здесь просматривается заводской дефект двигателя.

Infactory
07.03.2014, 08:41
SR1,
Я сначала думал, что коллектор пострадал в результате моих издевательств, т.к. вентилятор должен был шуметь. Но вот на фото видно, что посадочное место подшипника изношено (не могу загрузить оригинал фото - там хорошо видно).
http://img-fotki.yandex.ru/get/9806/10798127.0/0_f2e97_e340217d_L.jpg
И если сравнивать мой якорь и якорь из этой темы http://www.drive2.ru/cars/mazda/6/6_2nd_generation/akuryshev/journal/2802255/ , то видно что на моем якоре щетки работали ближе к обмоткам, а на якоре от мазды щетки работают ближе к подшипнику. К тому же чтобы разогнуть лапки на корпусе, надо очень сильно постараться.
Если изначально между коллектором и подшипником была бы шайба, то такой проблемы не было бы.
Вот фото уже собранного двигателя:
http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/10798127.0/0_f2e98_3c9445d8_L.jpg

Dactil
07.03.2014, 10:57
SR1,
Не думаю, что это дефект, скорее нюанс работы при низких температурах. Я с писком и "птичьим щебетанием" из под бардачка сталкивался на разных машинах разных марок.

SR1
07.03.2014, 20:11
О роли шайбы - понятно. Короткая проставка на валу между внутренней обоймой подшипника и коллектором, наверное, нужна.

Износ посадочного места в крышке двигателя мог произойти по причине прослабления посадки или по причине дисбаланса.

Отрицательное влияние низких температур на кинематические узлы нашего вентилятора - я признаю.

Вопрос: в каком состоянии была смазка в подшипниках (при их вскрытии)?

Главный вопрос: стоит ли заниматься ремонтом в описанном здесь объёме? Позволит ли такой ремонт устранить неприятный шум? К слову: как правило ремонт "железа" оправдан и материально и морально.

Infactory
07.03.2014, 21:23
Вопрос: в каком состоянии была смазка в подшипниках (при их вскрытии)?
Даже не знаю как описать))) Внутри подшипники чистые, никаких люфтов не было. Смазка светлого цвета, по консистенции гуще чем, например, тот же литол.

Когда разбирал вентилятор, то рассчитывал, что просто вскрою подшипники, почищу их и заново смажу. Если бы знал, чем придется заниматься, то просто купил бы другой вентилятор и не заморачивался. После ремонта проехал 200км со включенной печкой - нет никакой вибрации, шорох стал меньше, но все равно еще напрягает. Зато нет никакого намека на свист. Все таки считаю, что свист возникает из-за смазки подшипников.
По затратам вышло 90 рублей за подшипник NIS 608RS2 (NSK не нашел) + бензин на поездку.

SR1
07.03.2014, 21:41
... шорох стал меньше, но все равно еще напрягает ...

Коллектор бы проточить на токарном станке (после его ремонта).

Infactory
07.03.2014, 21:48
SR1,
Понятно, что как бы я его струбциной не стягивал, он все равно овальный будет. Да и так видно, что изношен он уже сильно. Нет возможности на станке проточить. Даже если бы нашел станок, то ценник ремонта уже другой...

SR1
07.03.2014, 21:57
Infactory,
Я согласен с тобой.

KeyJerom
01.12.2014, 01:18
у меня та же проблема. точь-в-точь. купил пока б\у вентилятор, но думается его на долго не хватит. видимо нужно модернизировать данный узел шайбой. хочу попробовать поменять коллектор...

Infactory
01.12.2014, 19:10
KeyJerom,
По-моему очень муторная операция менять коллектор(((
У меня двигатель с модернизированным якорем работает до сих пор.

KeyJerom
02.12.2014, 14:13
б.у. мотор работает нормально. Стоимость их от 1500 руб. тут на форуме. Поэтому хочу поэксперементировать(так бы просто выкинул старый). Коллектор вчера поменял. Правда стронулась по валу обмотка ротора немного. Теперь чтобы все собрать нужно ее посадить обратно. Не зная размеров это сделать проблематично...может приурочу к обслуживанию работающего мотора сию процедуру.
http://s003.radikal.ru/i202/1412/8a/12887d38b6ad.jpg

sertkiselev
07.01.2017, 13:02
Полезная информация. Подпишусь

Женя73
03.03.2017, 10:10
всем привет,не работает подсветка регулятора оборотов печки, может кто сталкивался,как поменять там лампочку?