Вход

Просмотр полной версии : VI поколение "Скажи мне, кто твой конкурент..." // Журнал "Авторевю" 10.7.2000



Civic-club
06.11.2009, 12:01
http://www.civic-club.ru/forum/../info2/dolgovechnost-variatora/civic01.jpg Завершив очередной круг в режиме L, водители выходили из машины с улыбкой до ушей. Высший класс! Обладая достоинствами автоматической трансмиссии, вариатор в то же время избавлен от большинства ее недостатков и во многих случаях может смело поспорить с "механикой"! А ведь мы поначалу отнесли вариатор к разряду удобных "игрушек" и предполагали, что предложим такую машину женщинам. Они ведь в большинстве своем не любят переключать передачи... Но нет, Honda с вариатором — отличный выбор не только для дам, но и для тех, кто не прочь иной раз размяться.
Правда, вскоре наши восторги и бурное обсуждение возможностей машины в разных режимах сменились главным вопросом, с которого мы и начали эту статью: долговечен ли вариатор?
К сожалению, нам не удалось обнаружить сколько-нибудь достоверных сведений о жизнестойкости вариаторов. Известно лишь, что в фирменной статистике отказов (периодичности выхода из строя узлов и агрегатов автомобилей Honda) вариатор не упоминается вовсе. И в руководстве по обслуживанию машины, даже в описании операций последнего техобслуживания (при пробеге 200000 км), ни слова не сказано о замене ремня вариатора или о каких-либо специальных профилактических работах!
Единственное, что нужно делать, — это периодически заменять ATF, жидкость в картере трансмиссии. Выходит, CVT и впрямь может продержаться 200000 км без обслуживания. Если это так, то мы — за вариатор. Вот только одно пока что непонятно: если есть такая замечательная штука, как вариатор, зачем тогда нужна гидромеханическая трансмиссия?<!-- p-->
http://www.civic-club.ru/forum/../info2/dolgovechnost-variatora/civic03.jpgСтрогий и функциональный салон практически лишен недостатков по части эргономики. Нарекания вызвало лишь кнопочноползунковое управление системой отопления и вентиляции
Как работает вариатор?<!-- p-->
Механизм, который у нас именуется клиноременным вариатором, за рубежом часто обозначается аббревиатурой CVT (Continuously Variable Transmission — бесступенчатая трансмиссия). Как работает CVT?<!-- p-->
Простейший случай — это два шкива с раздвижными коническими половинками, соединенные между собой ремнем. Если половинки ведущего шкива максимально раздвинуты (ремень "провалился" вглубь), а половинки ведомого шкива, наоборот, сдвинуты, и ремень огибает их по большой окружности, то это — максимальное передаточное отношение, "первая передача". Сдвигая половинки ведущего шкива и одновременно раздвигая половинки ведомого, можно добиться минимального передаточного отношения ("пятая передача"). Конечно же, реальный механизм CVT намного сложнее.<!-- p-->
Во-первых, ремень представляет собой нанизанные на ленты V-образные стальные сегменты. Такой ремень весьма надежен и может передавать большой крутящий момент.Во-вторых, для отключения вариатора от двигателя (холостой ход) применяется многодисковый фрикцион на ведомом валу вариатора.<!-- p-->
http://www.civic-club.ru/forum/../info2/dolgovechnost-variatora/shema1.jpg
Принципиальная схема бесступенчатой трансмиссии автомобиля Honda Civic
В-третьих, чтобы заставить автомобиль двигаться задним ходом, используется планетарная передача с фрикционами переднего хода и тормозом для включения заднего хода. Наконец, всеми перечисленными механизмами, включая перемещение половинок шкивов, ведают гидроприводы, а стальной ремень работает в масляной ванне. CVT имеет собственный масляный насос и целую сеть гидроприводов.<!-- p-->
http://www.civic-club.ru/forum/../info2/dolgovechnost-variatora/daf-1.jpg
В 1958 году фирма DAF выпустила свой первый легковой автомобиль DAF 600, 20-сильный двухцилиндровый двигатель которого передавал крутящий момент на задние колеса через бесступенчатую трансмиссию Variomatic. Таких машин сделали около 50 тысяч
В автомобиле Honda Civic трансмиссия CVT плавно изменяет передаточное отношение от 2,47 до 0,547. Величина передаточного отношения зависит от передаваемой ремнем нагрузки, от скорости движения машины и положения педали акселератора.<!-- p-->
Селектор рычага CVT имеет пять положений: P (парковка), R (задний ход), N (нейтраль — для буксировки машины), D (drive, движение вперед), S (спортивный режим) и L (от англ. low — низкий, этот режим используется для движения в горной местности, буксирования прицепа и торможения двигателем). На автомобилях для японского рынка режим L заменяется на E (экономичный).<!-- p-->
Из архива<!-- p-->
Еще Леонардо да Винчи работал над редуктором, в основу которого были положены два конуса с параллельными осями вращения и расположенными навстречу друг другу сужающимися частями. Крутящий момент передавал надетый на конусы ремень. Перемещая ремень вдоль оси конусов, можно было плавно изменять передаточное отношение редуктора. Подобные конструкции использовались в различных механизмах.<!-- p-->
http://www.civic-club.ru/forum/../info2/dolgovechnost-variatora/gear.jpg
Идея вариатора кажется простой, а вот реальные бесступенчатые трансмиссии — весьма сложные устройства
Однако первый вариатор в нынешнем понимании появился гораздо позже: патент на бесступенчатую трансмиссию был получен в США только в 1897 году. К тому времени конусный вариатор превратился в клиноременный: ремень имел форму трапеции и передавал крутящий момент между двумя разрезными шкивами, половинки которых могли сдвигаться и раздвигаться, изменяя таким образом передаточное отношение редуктора.<!-- p-->
http://www.civic-club.ru/forum/../info2/dolgovechnost-variatora/daf-2.jpg
Трансмиссия Variomatic была интегрирована в заднюю независимую подвеску. Эластичные ремни позволяли обходиться без карданных передач и шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов)
Автомобилестроители всерьез взялись за клиноременные вариаторы и того позже. Несмотря на многочисленные попытки использовать вариатор в качестве бесступенчатой трансмиссии автомобиля, реализовать эту идею удалось только в 1958 году. Голландец Хуб ван Доорн, владевший вместе со своим братом компанией Van Doorn Automobilfabrick (DAF), внедрил CVT на первом легковом автомобиле фирмы — маленьком седане DAF 600.<!-- p-->
Четырехместный автомобильчик с 585-кубовым оппозитным 2-цилиндровым мотором мощностью 20 л. с. оснастили бесступенчатой трансмиссией Variomatic. Позже появились новые модели с вариаторами. Когда DAF перешел под юрисдикцию Volvo, в производство была запущена модель Volvo 345 с вариатором. И все же массового распространения вариатор не получил из-за низкой надежности и малого КПД.<!-- p-->
http://www.civic-club.ru/forum/../info2/dolgovechnost-variatora/variator2.jpg
Крайние положения вариатора: "высшая передача" (слева) и "низшая передача" (справа)
Ван Доорн покинул DAF в 1965 году и основал новую фирму — Van Doorn Transmissie (VDT). Новые исследования привели к тому, что клиновидный резиновый ремень был заменен на металлический, состоящий из стальных стреловидных сегментов, нанизанных на кольцевые полосы. Такие ремни могут передавать больший крутящий момент и меньше подвержены износу. Возрождение вариатора в качестве автомобильной трансмиссии началось в Японии. В 1987 году японский концерн Fuji Heavy Industries (автомобильное отделение которого выпускает автомобили Subaru) представил хэтчбек Subaru Justy с вариатором со стальным ремнем, с электромагнитным сцеплением и электронным управлением. Примеру пионера последовали фирмы FIAT, Ford, Nissan и Honda. Причем все эти фирмы используют ремни Van Doorn.<!-- p-->
Самый мощный серийный легковой автомобиль с вариатором — это "наша" Honda Civic со 114-сильным двигателем.<!-- p-->
Что почем?<!-- p-->
Побывавший на испытаниях в Авторевю 3-дверный хэтчбек Honda Civic 1.6i 16V VTEC с бесступенчатой трансмиссией CVT продается в фирме Аояма Моторс за $23500. В оснащение этой машины входят гидроусилитель рулевого управления, люк с электроприводом, велюровая обивка салона, АБС, две фронтальные подушки безопасности, кондиционер, электроприводы стеклоподъемников и наружных зеркал заднего вида, центральная блокировка замков дверей и иммобилайзер. Это самая дорогая модификация в гамме 3-дверных 114-сильных машин. Точно такой же автомобиль, но с 4-диапазонной автоматической коробкой передач предлагается за $22400. А самый доступный 114-сильный Civic с механической 5-ступенчатой КПП стоит $19500. Но эта машина победнее: из оснащения — только кондиционер, электропакет и иммобилайзер.
<!-- p--> <table width="300" align="center" border="1" cellpadding="1" cellspacing="1"> <tbody><tr> <td colspan="2" width="100%">
Honda Civic CVT 1.6i VTEC (данные производителя)
</td> </tr> <tr> <td valign="top" width="50%"><table width="100%" border="1" cellpadding="5" cellspacing="0"> <tbody><tr> <td width="70%" height="16">
Кузов
</td> <td width="30%" height="16">
3-дверный хэтчбек
</td> </tr> <tr> <td colspan="2" width="100%" height="16">
Двигатель
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Тип
</td> <td width="30%" height="16">
бензиновый, с распределенным впрыском топлива
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Расположение
</td> <td width="30%" height="16">
спереди, поперечно
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Рабочий объем, куб. см
</td> <td width="30%" height="16">
1590
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Число цилиндров
</td> <td width="30%" height="16">
4
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Число клапанов
</td> <td width="30%" height="16">
16
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Степень сжатия
</td> <td width="30%" height="16">
9,6
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Максимальная мощность, л. с./об/мин
</td> <td width="30%" height="16">
114/6500
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин
</td> <td width="30%" height="16">
144/5000
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Трансмиссия
</td> <td width="30%" height="16">
бесступенчатый вариатор, передаточное число от 2,47 до 0,547
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Привод
</td> <td width="30%" height="16">
на передние колеса
</td> </tr> </tbody></table> </td> <td valign="top" width="50%"><table width="100%" border="1" cellpadding="5" cellspacing="0"> <tbody><tr> <td colspan="2" width="100%" height="16">
Тормоза
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
передние
</td> <td width="30%" height="16">
дисковые, вентилируемые
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
задние
</td> <td width="30%" height="16">
барабанные
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Шины
</td> <td width="30%" height="16">
175/65 R14
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Длина, мм
</td> <td width="30%" height="16">
4190
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Ширина, мм
</td> <td width="30%" height="16">
1695
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Высота, мм
</td> <td width="30%" height="16">
1375
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Колесная база, мм
</td> <td width="30%" height="16">
2620
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Снаряженная масса, кг
</td> <td width="30%" height="16">
1105
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Полная масса, кг
</td> <td width="30%" height="16">
1580
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Максимальная скорость, км/ч
</td> <td width="30%" height="16">
170
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Время разгона 0—100 км/ч, с
</td> <td width="30%" height="16">
11,0
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Топливо
</td> <td width="30%" height="16">
бензин А-95
</td> </tr> <tr> <td width="70%" height="16">
Емкость топливного бака, л
</td> <td width="30%" height="16">
45
</td> </tr> </tbody></table> </td> </tr> </tbody></table> <table width="300" align="center" border="1" cellpadding="1" cellspacing="1"><tbody><tr> <td colspan="4" height="16">
Зависимость числа оборотов коленчатого вала двигателя от режима работы трансмиссии на скорости 60 км/ч, об/мин (данные производителя)
</td> </tr> <tr> <td width="44%" height="16">
Открытие дросселя (напряжение датчика положения дросселя)
</td> <td width="19%" height="16">
Режим D
</td> <td width="19%" height="16">
Режим S
</td> <td width="18%" height="16">
Режим L
</td> </tr> <tr> <td width="44%" height="16">
0,75 В
</td> <td width="19%" height="16">

</td> <td width="19%" height="16">
2200—2800
</td> <td width="18%" height="16">
3650—4250
</td> </tr> <tr> <td width="44%" height="16">
2,25 В
</td> <td width="19%" height="16">
2650—3250
</td> <td width="19%" height="16">
3250—3850
</td> <td width="18%" height="16">
4050—4650
</td> </tr> <tr> <td width="44%" height="16">
4,5 В (полностью открытый дроссель)
</td> <td width="19%" height="16">
4650—5250
</td> <td width="19%" height="16">
5100—5700
</td> <td width="18%" height="16">
5100—5700

</td></tr></tbody></table>


фото: М. Кадакова
автор: С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ М. КАДАКОВ
Источник: Журнал "Авторевю" (http://www.autoreview.ru/tests/honda_138/honda2.htm)