на климате есть же цифири и изображение чувака, которому в разные места задувает)
все понял, спасибо. тогда свето фильтровая пленка это действительно идея
История из серии "большие ужасы маленького городка".
Всё как обычно, позвонил человек, попросил починить магнитолу. Сказал год назад делал по моей инструкции где-то на митинском рынке. Через год опять глючить начала.
У меня была в наличии уже отремонтированная магнитола, снял его, поставил свою и отправил человека довольного восвояси. Конечно предварительно, при нём вскрыл его магнитолу, дабы посмотреть, как чинилось, и смогу ли я привести это дело потом в нормальный вид. Вид был плачевный, но терпимый.
Радиаторы были приклеены на силиконовый (прозрачный) и ещё какой-то неизвестный (серый) герметик, под слоем герметика был толстый слой термопасты и ещё в отдельных местах помазали суперклеем.
Стабилитрон и конденсатор были жирно намазаны термопастой, припаяны к проводочкам и тем же герметиком приклеены на края платы. И ещё всё на плате было жирно заляпано припоем, видимо выводы везде пропаивали. И это при условии, что человеку дали точную инструкцию с картинками что и как делать!
Пока приводил в порядок магнитолу от этого акта надругательства, задумался, а зачем вообще менять стабилитрон если он не сгорел, почему он вообще греется и пробиваться? Ну никогда в нормальных приборах и схемах я не встречал греющихся до высоких температур стабилитронов. Ток у него должен быть мизерный, и температура не больше соседнего транзистора, исключительно из-за того, что он его и нагревает, но никак не самонагревом.
Решил просчитать, а потом замерить ток, идущий через стабилитрон.
Напряжение на входе стабилизатора в районе 7,5-7,6 В, балластное сопротивление 46 Ом (R789). Получаем падение напряжения на балластном сопротивлении:
7,6В-5,6В=2 В
В итоге получаем ток через балластное сопротивление и стабилитрон:
2В/47Ом=0,043 А
По расчётам получается многовато, почти в 10 раз больше номинального рабочего тока стабилитрона. Обычно номинальный ток у маломощных стабилитронов 0,005 А.
Достал из стола большой точный и проффесиональный мультиметр Fluke и полез им мерить рабочий ток стабилитрона. И вы представляете, он получился такой же, как я посчитал! То есть в 10 раз больше номинального.
Посчитал максимально допустимые токи для штатного и устанавливаемого мной при ремонте стабилитронов:
штатный 0,3Вт/5,6В=0,054А
мой 0,5Вт/5,6В=0,089А
Теперь то всё встаёт на свои места. Раньше я догадывался, что что-то тут не так, но так как прибора, измеряющего точно такие малые токи не было, проверить догадки было не чем.
Долбоящеры-инженеры Панаса неверно рассчитали балластное сопротивление. В итоге штатный стабилитрон (мощностью 0,3 Вт) получается работает на пределе + нагрев и получается пробой. Тот стабилитрон, что ставлю я (мощностью 0,5 Вт) работает с двойным запасом по току, по этому в большинстве случаев работает нормально, но примерно 1 из 10 магнитол возвращается на повторную замену стабилитрона. Обычно я это списывал на брак стабилитрона и просто менял его опять и магнитола больше не возвращалась. Ну и если потрогать пальцем стабилитроны во время работы, штатный не возможно держать пальцем, мой горячий, но пальцем держать можно непродолжительное время.
Значит надо таки пересчитать это сопротивление под нормальный ток работы стабилитрона 0,005 А.
Так как напряжение питания стабилизатора колеблется в районе 7,5-7,6В, имеем падение напряжения на сопротивлении 1,9В-2В. Считаем сопротивление
1,9В/0,005А=380 Ом
2В/0,005А=400 Ом
Берём среднее из имеющиеся в ряду сопротивлений, 390 Ом вместо штатных 47 Ом.
Ставим штатный стабилитрон на плату, меняем сопротивление R789 на 390 Ом в типоразмере 0805 и проводим очередные замеры. Получаем ровно то, что рассчитали теоретически. Ток через стабилитрон в районе 0,005А. Напряжение на выходе стабилизатора в норме. После суточного прогона магнитолы без установленных радиаторов имеем температуру транзистора и стабилитрона около 60 градусов. С радиаторами будет меньше.
На выходных поеду на дачу, поставлю для ходовых испытаний магнитолу в машину и погляжу, как она поведёт себя в машине со включенной печкой. И по результатам всего этого испытания внесу правки в инструкцию.
Тем кто уже починился - можете на досуге просто заменить сопротивление R789 на 390 Ом и будет совсем хорошо.
Последний раз редактировалось OdinokijKot; 10.09.2015 в 23:30.
мегамозг.
Вот это доклад! Пока читал, чуть мозг себе не сломал!!!Вот ты головастый. На фото жуть какая то, я, и подозреваю многие другие, кто видел твою инструкцию и то лучше сделали.
Хотя руки не всегда из нужного места растут.
Я уже всё перепаял по твоей инструкции месяц назад. Надеюсь попаду в 90% тех, кто не перепаивает стабилитрон опять.
P.S. Еще раз спасибо за инструкцию по ремонту магнитолы!![]()
Ну просто стабилитрны тоже все не одинаковые, есть небольшие различия по току стабилизации даже в одной партии. Вот одни выдерживают, другие нет, а так как запас двойной по току есть, выдерживают почти все.
Эх, и зачем я в институте пары прогуливал ))))