
Сообщение от
Emmuskova
Ура! Получено заключение эксперта! Дефект двигателя признан производственным (т.е. гарантия)
Вот, собственно, заключение
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ /
Дата экспертного исследования: 2008г.
Место составления: _______
Эксперт: ______
Заявитель: _____
Заявление: ______
К экспертизе предъявлено: детали двигателя ( далеее по тексту «двигатель») № ______ автомобиля _______ VIN:_______, государственный регистрационный номер _____, владелица _____ ( далеее по тексту «владелица»):
- головка блока цилиндров;
- блок цилиндров;
- шатуны, поршня и поршневые кольца в сборе ( 4 компл.);
Характер заявленного дефекта:
Износ цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) дигателя.
Цель экспертизы:
Установить причину возникновения дефекта двигателя.
1. Представленные на экспертизу документы:
1.1 Регистрационный документ на автомобиль _______
1.2 АКТ диагностики (осмотра) автомобиля от _______
1.3 История по заказ-нарядам за период 01.01.2005-21.05.2008 автомобиля_____
1.4 График проведения периодического технического обслуживания;
Всего на шести (6) листах.
Исследование документов:
20.05.2005г. владелица преобрела автомобиль _______ № двигателя ______ у _______. За время эксплуатации пробег автомобиля составил ______., пройдя при этом ТО1-2000км (15.08.2005г.), ТО2-10000км (03.07.2006г.), ТО3-20000 (28.06.2007г.), ТО4-30000 (22.03.2008г.) (1.4). Превышение интервалов межсервисных пробегов не зафиксированы. Из истории обслуживания по заказ-нарядам на автомобиль каких-либо проблем с работой двигателя не зафиксировано (1.3).
Со слов владелицы, автомобиль заправлялся топливом на АЗС «КИРИШИАВТОСЕРВИС», марки АИ-92 (согласно правилам эксплуатации). Незадолго до прохождения ТО4, работа двигателя стала сопровождаться посторонними шумами (стуками).
При прохождении ТО4 (22.03.2008г.) звуки не были идентифицированы сотрудниками СТО.
23.04.2008г. владелица сдала автомобиль на СТО для проведения дефектации двигателя, в связи с посторонними звуками при его работе. По результатам диагностики (1.4) было зафиксировано:
- стуки в работающем двигате;
- уровень моторного масла ниже среднего;
- уровень охлаждающей жидкости в норме;
- в цилиндрах блока имеются «тепловые прихваты» в средней части;
- в камерах сгорания и на днищах поршней имеется нагар;
- разборка двигателя показала износ цилиндров до 0,09мм.
2. Литература:
2.1. Закон РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», № 73-ФЗ от 31.05.2001
2.2. ИНСТРУКЦИЯ «О порядке производства судебных экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции РСФСР», Министр юстиции РСФСР В.М. Блинов, 10 декабря 1974 г.
2.3. Димов Ю.В., «Метрология, стандартизация и сертификация», С-Пб,
ЗАО Издательский дом «Питер», 2004.
2.4. А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, И.В. Чечкенев, «Автомобильные топлива, химмотология, эксплуатационные свойства, ассортимент», изд. НПИКЦ, Санкт-Петербург, 2002.
2.5. Хрулев А.Э., «Ремонт двигателей зарубежных автомобилей», изд. «За рулем», Москва, 1998.
Термины, применяемые в тексте:
«штатный» - условия работы или взаимное положение деталей, предусмотренные техническими условиями завода-изготовителя как соответствующие всем режимам эксплуатации автомобиля;
«эксплуатация» автомобиля (узла, детали) - процесс систематического использования автомобиля (узла, детали) по предназначению с целью выполнения заданных заводом-изготовителем функций;
«дефект» - каждое отдельное несоответствие детали (узла) требованиям нормативно-технической документации завода-изготовителя;
«ТО» - техническое обслуживание узлов и агрегатов автомобиля, регламентированное заводом-производителем;
«блок цилиндров» - основная часть двигателя, представляющая собой совокупность функционально объединенных элементов-цилиндров;
«коленчатый вал» - деталь двигателя, воспринимающая через шатуны возвратно-поступательное движение поршней, преобразующее его во вращательное и передающее на маховик;
«кореная шейка коленчатого вала» (опора) – опора с помощью которой коленчатый вал сопрягается с блоком цилиндров;
«шатунная шейка коленчатого вала» - часть вала на которой происходит сопряжение с нижней головкой шатуна;
«шатун» - деталь двигателя, преобразующая возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала;
«верхняя головка шатуна» - элемент шатуна сопрягаемый через поршневой палец с поршнем;
«нижняя головка шатуна» - разъемный элемент шатуна сопрягаемый с шатунной шейкой коленчатого вала;
«крышка шатуна» - элемент шатуна с помощью которого происходит фиксация нижней головки на шатунной шейке коленчатого вала;
«маслянное голодание» - режим эксплуатации двигателя, характеризующийся дефицитом масла и недостаточным его давлнием;
«поршень» - деталь двигателя, уплотняющая внутрицилиндровое пространство и передающая силы давления газов на кривошипно-шатунный механизм;
«бобышка поршня» - часть поршня фиксирующая поршневой палец и передающая давление газов на шатун;
«юбка поршня» - направляющая часть поршня воспринимающая боковые усилия;
«хонингование» - финишная бработка отверстия цилиндра в блоке с нанесением характерного микрорельефа в виде пересекающихся под углом 60°±20° рисок с заданным углом развала и заданной глубиной каждой из них;
Метод исследования:
Органолептический и инструментальный метод контроля
Для исследования использовались:
- меры длины концевые плоскопараллельные по ГОСТ 9038-90;
- скоба рычажная типа СР, предел измерений 50-75 мм, цена деления 0,002 мм по ГОСТ 11098-75;
- микрометр типа МР, предел измерений 50-75, цена деления 0,01 мм по ГОСТ 4381-68;
- нутромеры индикаторные типа НИ, пределы измерений 18-50 мм, цена деления 0,01 мм по ГОСТ 638-75;
- микрометр типа МВМ, предел измерений 0-25 мм., цена деления 0,01 мм по ГОСТ 4380-63;
- микрометр типа МВМ, предел измерений 25-50 мм., цена деления 0,01 мм по ГОСТ 4380-63;
- прибор для измерения твердости по Роквелу.
Измерения проводились в термоконстантном помещении при температуре 20 град. по Цельсию по ГОСТ 9249-59.
Исследование:
По вопросу : Установить причину возникновения дефекта двигателя.
Для ответа на поставленный вопрос исследовалась цилиндро-поршневая группа двигателя и блок цилиндров.
Поршни двигателя кованные Т-образной формы, имеют глубокие холодильники по бобышкам (Фото 1), поршневой палец запрессован в шатуне,
на днище поршня имеется вытеснитель сложной формы и две цековки для тарелок впускных клапанов. Юбки поршней имеют специальный профиль поверхности-микроканавки глубиной около 0,010-0,015мм и шагом 0,2-0,4мм и углом впадин порядка 170°. Канавки хорошо удерживают масло и при движении поршня создают гидродинамическую силу, предохраняющую поршень от непосредственного контакта с цилиндром на больших частотах и нагрузках, особенно на непрогретом двигателе. Микрорельеф поверхности позволяет добиться износа поршня менее 0,02-0,03мм после пробега автомобиля 200-220 тыс.км.
В соответствии с данными завода изготовителя, номинальный (установочный) размер поршня должен находиться в пределах:
75,47-75,50мм.
В исследуемом случае, в силу незначительности пробега – 31373км. и соблюдения требований прохождения регламентных работ ТО ( отсутствуют превышение интервалов межсервисных пробегов) износ ЦПГ экспертом не зафиксирован (Таблица 1).
Таблица 1
Поршень 1
Поршень 2
Поршень 3
Поршень 4
Размер поршня
на уровне пятна контакта, мм.
75,45
75,46
75,45
75,45
Размер поршня
на уровне порш
пальца, мм.
75,42
75,43
75,42
75,42
Зазор в замке
1 компр. кольца,
мм.
0,45
0,40 *
_
0,40
Зазор в канавке
1 компр. кольца,
мм.
0,07-0,08
0,07-0,08 *
_
0,07-0,08
* - к экспертизе не представлено 1-е компрессионное кольцо
Штатное состояние характктерной поверхности юбок, позволяет эксперту сделать вывод об отсутствии следов эксплуатационного износа поршней. Эксперт не зафиксировал следы термической перегрузки двигателя в прцессе эксплуатации:
не плоскостность головки блока цилиндров не превышает 0,04мм.;
не плоскостность блока цилиндров не превышает 0,04мм.
Следовательно, поршневая группа, установленная в двигателе _____ автомобиля _____ имеет отклонения по номинальному размеру от нижнего предела в 0,02мм. (75,47-75,45).
Конусность юбки поршня сотавляет 0,02-0,03мм. (Таблица 1), что сответствует принятым нормам компенсации теплового расширения по длине и окружности поршня с учетом его конструктивных особенностей.
Зазор в замках первых поршневых колец (кроме 3 поршня) составляет 0,4мм. (Таблица 1), величина бокового зазора посадки первого поршневого кольца в канавке (кроме 3 поршня-кольцо отсутствует) составляет 0,07-0,08мм (Таблица 1). Величины соответствуют штатным значениям. В отношении «бокового зазора посадки первых компрессионных колец» необходимо заметить, что на современных бензиновых двигателях этот параметр соответствует величине 0,03-0,05мм., это влияет на мощностные характеристики двигателя и гарантированный срок его эксплуатации.
Блок цилиндров двигателя _____ рядный 4-цилиндровый, чугунный, цельнолитой, с пятью коренными опорами коленчатого вала (Фото 2,3).