источники СМИ:
http://www.autoreview.ru/archive/2007/09/benzin/index.php?phrase_id=1396060
http://www.autonet.ru/autonews/detail.tspx/newID/10361.html
http://auto.nnov.ru/fuel/articles/?id=2333
источники civic-club:
http://www.civic-club.ru/forum/showthread.php?t=16302
http://www.civic-club.ru/forum/showthread.php?t=15529&highlight=9
http://www.civic-club.ru/forum/showthread.php?t=11562
Топливо имеет достаточно сложный химический состав и в процессе его производства контролируется множество параметров. Рассмотрим наиболее важные из них. У бензинов - это детонационная стойкость, фракционный состав и химическая стабильность.
Детонация – это сгорание бензина в цилиндрах двигателя со скоростью, превышающей нормальную примерно в 100 раз. При этом возникают ударные нагрузки, разрушающие двигатель. Причем детонация может возникать как на богатой, так и на бедной смеси (богатая смесь поступает в цилиндры двигателя, когда мы давим на педаль газа, бедная - когда ее отпускаем). Чем выше степень сжатия в двигателе, тем более высокие требования к детонационной стойкости топлива, на котором он работает.
Октановое число характеризует стойкость бензина к детонации на бедной смеси. Например А-95, А-98 и т.д., где «А» означает, что бензин автомобильный, а цифры указывают на октановое число по исследовательскому методу.
Определяется оно следующим способом: эталонную смесь изооктана разбавляют н-гептаном до совпадения показателей по детонации с испытуемым бензином. Если при этом в смеси изооктана осталось 95%, то считается, что октановое число бензина равно 95. Октановое число проверяется дважды – исследовательским и моторным методами. Результат, полученный первым способом, несколько выше, чем вторым. Разницу в показаниях называют «чувствительностью» бензина. Исследовательский метод более точно отражает антидетонационные свойства бензина при движении автомобиля в городских условиях и неполной нагрузке.
Фракционный состав указывает на способность бензина к испарению для образования рабочей смеси при пуске двигателя и его работе на различных режимах. Чем ниже температура, при которой выкипает 10% бензина, тем легче будет пустить на нем холодный двигатель. Превышение процентов пусковых фракций приведет к образованию паровых пробок в системе питания горячего двигателя.
Температура выкипания 50% бензина характеризует испаряемость его средних фракций, влияющих на время прогрева, устойчивость работы и приёмистость двигателя. Чем ниже температура выкипания 90% бензина, тем более полно он сгорает в двигателе. Чем выше температура конца кипения, тем больше возможность попадания в цилиндры двигателя бензина в неиспарившемся виде, что приведет к смыву масла со стенок цилиндров и его разжижению в картере двигателя.
Химическая стабильность – это свойство бензина не менять свои характеристики при хранении и перевозке. Один из факторов, влияющих на химическую стабильность топлива – концентрация фактических смол. Её превышение ведет к смоло- и нагарообразованию в двигателе и соответственно его повышенному износу.
Не менее важны такие показатели как содержание серы, кислотность, внешний вид медной пластинки, содержание водорастворимых кислот, щелочей, воды и механических примесей.
Превышение допустимого содержания серы и свинца приводит к преждевременному выходу из строя каталитических нейтрализаторов отработавших газов, а повышенная плотность может отрицательно повлиять на работу форсунок инжекторного двигателя.
Чтобы охарактеризовать свойства топлива, химия выделила из своего арсенала два углеводорода:
гептан - это типичный империалистический шпион-поджигатель - по мнению химии это 100% детонатор. Молекула гептана имеет прямолинейную форму и очень хорошо загорается без особых причин и горит без всякого толку. Таким образом гептан не обладает антидетонационной стойкостью - ОЧ=0.
октан (точнее изооктан) - это настояший ударник коммунистического труда. Формула имеет форму близкую к звезде героя соц.труда или знаку качества. Благодаря ершистости формы молекулы он мало поддается детонации. Горит он долго и горячо - настоящий трудяга. ОЧ=100%. Ну и теперь наверное понятно - чем больше % изооктана, тем выше детонационная стойкость. Отсюда и октановое число.
Если ОЧ бензина =92 то это значит, что он сдетонирует при той же степени сжатия что и изооктан, на 8% разбавленный гептаном.
Так называемый исследовательский метод (например в АИ-93 или RON-93 это ОЧ получено по ислледовательскому методу). Принято считать, что этот метод определяет ОЧ при работе двигателя на переходных режимах.
Другой тест моторный, этот метод определяет детонационную стойкость при продолжительной работе в более жестком режиме, чем при исследовательском методе (меньше теплоотвод, больше обороты). Условно можно считать, что это режим номинального крутящего момента.
Чисто условный перевод ОЧ для наиболее распространенных наших бензинов:
А-80 (исслед) = A-76 (моторн)
АИ-91 (исслед) = A-82 (моторн)
АИ-92 (исслед) = A-83 (моторн)
АИ-93 (исслед) = A-85 (моторн)
АИ-95 (исслед) = A-87 (моторн)
АИ-98 (исслед) = A-89 (моторн)
Если в паспорте вашего американского лимузина написано что он работает на 89-м бензине - не спешите разбавлять наш АИ-92, залейте лучше АИ-98, как раз MON-89 и получится.
Октановое число – это процент содержания в бензине изооктана, который долго и горячо горит, мало поддаётся детонации (самопроизвольному возгоранию). Ещё в бензине присутствует гептан, который хорошо загорается без особых причин и является детонатором.
ДВС работает за счёт поджигания и сжатия бензиново-воздушной смеси. Чем выше степень сжатия и выше ОЧ бензина, тем выше КПД и удельная мощность ДВС. Чем более высокооктановое топливо (больше изооктана) используется, тем медленнее оно горит – и это хорошо для того, чтобы его можно было сжимать посильнее. Увеличение сжатия газа вызывает почти линейный рост его температуры. А чем выше температура, тем бензин сильнее испаряется и тем мельче становятся капельки ещё не испарённого топлива – и следовательно тем теснее контакт (больше площадь соприкосновения) между воздухом (точнее кислородом, азот тут просто рабочее тело) и топливом. В бензиновом моторе топливо поджигает свеча и от нее должен распространяться фронт пламени (на это рассчитана камера сгорания). А чем лучше контакт топлива с воздухом, тем более высокая скорость распространения фронта пламени. А значит даже более высокооктановое (медленно горящее) топливо может сгореть и выделить необходимое тепло за более короткое время (а собственно удельное тепловыделение высокооктанового бензина не больше, чем у низкооктанового). Фронт пламени распространяется со скоростью до 60 м/с. Испортить эту картину может детонация – самопроизвольное возгорание топлива в уголках камеры сгорания. И как выяснено: чем выше ОЧ тем выше детонационная стойкость, но при этом и медленнее распространение фронта пламени. При наличии неоптимальной камеры сгорания высокое ОЧ поможет мало, т.к. у бензина будет слишком много времени для детонирования, да и давление успеет вырасти. Ведь волна сжатия распространяется по камере сгорания со скоростью звука, а фронт пламени значительно медленнее. А раз есть волна сжатия да еще и плоская горячая камера сгорания, то на отдаленных её уголках топливо не дожидаясь фронта пламени начинает воспламеняться само (гептан) и тут происходит цепная реакция детонации – камера буквально взрывается множеством маленьких взрывов. Скорость фронта распространения детонации в десятки раз выше, чем у нормального фронта пламени. Камера сгорания бьется в конвульсиях, но не производит при этом нормальной работы – мощность падает (при детонации слышен звон детонационных волн, а не звук соударения металлических деталей, как это возможно кажется).
Если используется топливо с меньшим ОЧ, то неизбежно возpастут ударные нагpyзки, проявляющие себя в виде детонационных стуков и звонов, следствие этого – износ двигателя (поршни, кольца). Кроме того, топливо сгорает не полностью и может догорать в нейтрализаторе (именно в инжекторных двигателях так тщательно борются с детонацией). Кроме того, мощные детонационные волны, распространяясь по деталям двигателя, способствуют неравномерной смазке, или даже сгоняют масло с некоторых деталей. Тут может помочь перестановка зажигания (октан-корректор), но дополненная мозговитым блоком управления.
Если использовать бензин с бОльшим ОЧ, чем это предусмотрено конструкцией двигателя, то и гореть бензин будет дольше, отдавая бОльшее количество тепла. Следовательно, детали двигателя будут перегреваться, особенно это сильно скажется на клапанах, растет расход масла, возможен даже перегрев всего двигателя летом.
Хотя на слух двигатель часто начинает работать тише и ровнее (за счет теплового расширения выбираются зазоры), клапана открываются раньше и закрываются позже и от того не успевают охлаждаться (контактный вынос тепла уменьшается), а значит – еще сильнее разогреваются. Т.е. двигатель работает на износ.
Этилированный бензин. Чтобы не производить бензин с большим ОЧ по сложной технологии (многократного крекинга), однажды придумали добавлять в него тетраэтил свинца, как антидетонационную присадку.
Для обычного мотора это плохо, но не очень, хотя вся эта гадость оседает в карбюраторе, на клапанах, свечах и вообще всюду, куда попадает. Хотя некоторые старые моторы используют свинец как дополнительную жесткую смазку клапанов и им этилированный бензин необходим. Для таких моторов выпускаются специальные присадки - заместители свинца. Кстати они у нас, как правило, продаются как очистители всего - ну конечно от них нормальному мотору только вред да еще какой. Однако их пользуют - ведь продают их как очистители!
Для мотора с инжектором этилированный бензин - это просто яд. 10-20 литров съеденного этилированного бензина наверняка убьют лямда-зонд (датчик кислорода). И начнут слегка отравлять нейтрализатор. Но это полбеды, однако убитый зонд начнет говорить, что воздуху много и инжекторный компьютер начнёт обогащать топливо! Более богатая смесь - перегрев (а то и догорание), а нейтрализатор может работать только в очень узком диапазоне температур (не выше 900-950 град).
КАКОЙ БЕНЗИН ДОПУСТИМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ в HondaCivic?
Применение бензина с определенным октановым числом обусловлено не только степенью сжатия, но и конструкцией и настройками системы управления двигателя. В руководстве по эксплуатации любого автомобиля есть четкие рекомендации, какое топливо заливать. Лучше следовать им.
Мануал на стр.204 утверждает:
Топливо.
Возможны ситуации, когда бензин с требуемым октановым числом (по исследовательскому методу) отсутствует. В этих случаях можно применять бензин с меньшим октановым числом при условии, что это не вызовет детонации двигателя.
1799 / R18A1 (японская поставка, или R18A2 для турецко-английских поставок) / Неэтилированный «Экстра» / 95
примечания: «Использование этилированного бензина для данного двигателя приведет к повреждению самого двигателя и оборудования, предназначенного для снижения уровня токсичности отработавших газов. Кроме того, будут нарушены нормы охраны окружающей среды.»
«Данным двигателем оснащаются автомобили, поставляемые в Европу.»
Мнения форума:
92-й vs 95-й (тема с опросом http://www.civic-club.ru/forum/showthread.php?t=15529&highlight=9)
1) http://www.civic-club.ru/forum/showpost.php?p=565632&postcount=118
92-й:
-дешевле
-есть мнение, что меньше присадок
-двигатель теряет в мощности, приёмистости
-есть шансы пожечь выпуск и оплавить катализатор
-больше расход бензина
-в случае аварии двигателя достаточно одной пробирки из бака для отказа в гарантии
95-й:
-рекомендован производителем
-оптимален для данной камеры сгорания
-расход меньше.
-дороже
-есть мнение, что больше присадок
2) http://www.civic-club.ru/forum/showpost.php?p=567303&postcount=152
92-й:
-гораздо меньшая вероятность заправиться бензином с ферроценами
-несколько меньшая мощность двигателя и несколько больший расход топлива
-страшилки про вред 92-го бензина для двигателя - байки, ничем не обоснованные или псевдонаучно обоснованные
95-й:
-максимально эффективная мощность и расход топлива
-гораздо большая вероятность заправиться бензином с ферроценовым антидетонатором, в следствии чего ресурс свечей сокращается в разы, далее возможны пропуски воспламенения, которые сокращают ресурс дорогостоящего катализатора, при устойчивых пропусках зажигается лампочка CheckEngine, если продолжать так ездить, то возможно быстрое разрушение катализатора, причем красный налет на свечах, датчике кислорода и сотах катализатора будет свидетельствовать о том, что гарантийным ремонтом здесь не пахнет.
95-й vs 98-й (тема http://www.civic-club.ru/forum/showthread.php?t=11562)
собственно, уже было сказано выше:
http://www.civic-club.ru/forum/showpost.php?p=386211&postcount=16
Если использовать бензин с бОльшим ОЧ чем это предусмотрено конструкций двигателя, то и гореть бензин будет дольше, отдавая большее количество тепла. Следовательно детали двигателя будут перегреваться, особенно это сильно скажется на клапанной группе (клапана например прогорают на раз за 10-20 тыс. км. я уж не говорю об нагаре и прочих прелестях), кроме того растет расход масла, возможен даже перегрев всего двигателя летом (тут уж и тосол не справляется) - хотя это вряд ли.
А самое смешное это то, что на слух двигатель часто начинает работать тише и ровнее (за счет теплового расширения выбираются зазоры), клапана открываются раньше и закрываются позже и от того не успевают охлаждаться (контактный вынос тепла уменьшается), а значит еще сильнее разогреваются ... Так что при этом двигатель работает на износ.
И мнения специалиста:
1) http://www.civic-club.ru/forum/showpost.php?p=388975&postcount=32
нужно задаться вопросом: сколько в России производиться и потребляется 95, по данным людей которые реально оптом торгуют топливом выпуск 95 ГОСТовского бензина всего лишь покрывает 10% от нужд потребления, остальное покрывается ТУ95, т.е. производная 92-го с добавками, повышающими ОЧ - нет пока в России достаточного числа заводов выпускающих нормальный ГОСТовский 95 бензин.
Получается на 95 сертифицированном бензине уже опасно ездить.
Теперь 98 ГОСТ, где в России выпускают? Вы представляете какие там теперь добавки?
В советские времена люди работающие на азотнотуковом производстве в металлургии воровали бензин А76 и какую-то жидкость, смешивали с бензином на глазок эту жидкость и, о счастье, ВАЗы ехали и не детонировали люди радовались, о последсвиях никто не задумывался - халява.
В 1991 году ездил на 91 авиационном бензине (которым АН 2 кукурузник заправляли) по халяве 1.5 года, сравнения с АИ 93 (в то время) никакого, такое ощущение, что двигатель из 1.2 л превратился в 1.6 л , детонации никакой, тронуться можно было даже с 4-ой передачи, под клапанной крышкой чистота(обычно чёрный нагар, а у меня как будто двигатель с конвейера), выхлопная труба белая как свинцовая (обычно также нагар).
В итоге двигатель не то чтобы сломался, а как-то перестал тянуть на родном АИ 93, стал громче работать, т.е. привык к авиационному бензину. Впоследствии пришлось делать капремонт: менять кольца, притирать клапана, ещё там что-то, такое впечатление, что в двигателе во всех соприкасающихся деталях увеличились зазоры.
Поэтому вопрос неодназначный - хорош ли 98, хотя ехать на нём конечно же приятней, а если была бы закись азота - ещё приятней.
2) http://www.civic-club.ru/forum/showpost.php?p=391310&postcount=51
Как правило, на внутренней стороне крышки, закрывающей пробку горловины бензобака, имеется наклейка, которая помимо стандартной строгой надписи Unleaded fuel only! (только неэтилированный бензин!), говорит еще и о том, что надо использовать Standard или Regular (в зависимости от страны продажи) для обычных атмосферных двигателей и только Premium или Super, для турбированных моделей. Эти же надписи встречаются и в прилагаемых к автомобилям руководствах по эксплуатации.
Но такие термины в различных странах обозначают разное октановое число бензина, при этом даже методика определения октановых чисел бензиновых топлив в разных странах различна. Существуют два основных метода определения октанового числа (ОЧ) бензина: исследовательский (RON или ИОЧ) и моторный (MON или МОЧ). Однако, например, в США используют октановое число, определяемое как среднее арифметическое между ОЧ по моторному методу, и по исследовательскому. А в России - А-76 нормируется по моторному методу (на него ОЧ по исследовательскому не нормируется), а высокоооктановые сорта (АИ-95 и АИ-98 ) - по исследовательскому! Таким образом, если, к примеру, брать ОЧ по моторному методу того же 92-го и 95-го, то вы получите цифру 85 в обоих случаях (по ГОСТ 2084-77).
Еще более запутанная ситуация со словесными обозначениями:
В США, например, стандартный бензин Regular имеет октановое число 87 (т.е. АИ-90 в пересчете по российскому ГОСТу), а Premium или Super - 92 или 93 (то есть, не ниже российского 98-го в пересчете). Причем октановое число в Америке пишут не на всех заправках. Есть там и более высокооктановые бензины Super - 94 и выше, но они встречаются гораздо реже.
В Англии даже стандартный бензин (Standard или Premium) имеет октановое число 95 RON (аналог нашему АИ-95 - там октановое число также определяется по исследовательскому методу) (см., например, 2.4.1 Type of Fuel to Use http://www.sidc.co.uk/faq.html). А Super в той же Великобритании имеет показатель 98 RON (т.е., близкий к нашему АИ-98 ).
В Японии стандартный бензин Regular не ниже 89 RON (в среднем - 90,3 RON/81,4 MON), а Premium или Super - не ниже 96 RON (в среднем - 99,8 RON/88,1 MON), то есть бензин Super в Японии имеет октановое число 100!
По японскому мануалу для нетурбированных двигателей рекомендуется использовать стандартный бензин Regular, то есть аналог нашему АИ-92, а вот для турбированных моделей рекомендуется только Premium (т.е. ближе к АИ-98!).
обсуждение на форуме лучших московских сетевых АЗС
http://www.civic-club.ru/forum/showthread.php?t=16302
Shell: http://www.shell.com.ru/home/content/rus/footer/sitemap/
BP (+ ТНК): http://www.tnk-bp.ru/operations/marketing/bp/moscow/
Lukoil: http://www.luknef.lukoil.ru/main/static.asp?art_id=1416
О бензинах BPultimate, ЛукойлЭкто
из длинного текста http://www.autoreview.ru/archive/2007/09/benzin/index.php?phrase_id=1396060 делается короткий вывод: никакого прироста мощности (из рекламы) не происходит, в состав «чистого» топлива входит дополнительный компонент — моющая присадка. Именно благодаря ей «экологичные» бензины получают все преимущества. Точнее, благодаря чистоте впускного тракта и топливной аппаратуры. Ведь чем чище форсунка, тем точнее дозируется топливо.
Рекомендуется использовать это топливо постоянно, с самого начала эксплуатации авто (возможно с некоторой цикличностью чередования обычного и моющего бензинов). Использование моющего бензина на старом двигателе (несколько лет проработавшем на обычном бензине) может привести к негативным последствиям. В таком случае лучше воспользоваться специальной операцией промывки системы питания двигателя, после чего переходить на новый моющий бензин.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ, 2007год http://www.autoreview.ru/archive/2007/09/benzin/
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ, 2008год http://www.autofaq.ru/articles/257/3028
ТЕСТ дизельного топлива, 2008год http://www.autoreview.ru/archive/2008/02/diesel_test/
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ, 2010год http://www.zr.ru/archive/zr/2010/08/...nyi_fil_tr#130