В.Путин взялся за бензиновый кризис: нефтяникам выдвинуты жесткие условия
Премьер-министр Владимир Путин после недавнего бензинового кризиса сам лично взялся за решение проблемы дефицита топлива в стране и в ходе сегодняшнего совещания по нефтепереработке дал несколько поручений, призванных раз и навсегда разрешить сложившуюся ситуацию.
Прежде всего, глава правительства призвал нефтяные компании согласовывать планы по ремонту НПЗ с профильными ведомствами и резервировать топливо. Также В.Путин считает необходимым закрепить нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн тонн нефти и выравнять пошлины на сырую нефть и темные нефтепродукты.
Нефтяники сказали нет обновлению НПЗ
В качестве основных причин весеннего дефицита топлива в стране эксперты не раз называли устаревшие НПЗ, дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и отсутствие конкуренции. Признал это сегодня на совещании в городе Кириши и премьер. По его словам, большинство нефтяных компаний не выполнили свои обязательства по наращиванию глубокой переработки нефти.
При этом, как отметил В.Путин, эти компании в полной мере воспользовались льготой в виде пониженных таможенных пошлин на нефтепродукты. В свое время нефтяные компании заверяли государство, что вложат средства, полученные на разнице пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты, в развитие глубокой нефтепереработки. "Однако в результате качественного обновления российских НПЗ не произошло, напротив, вырос экспорт мазута и некондиционного топлива", - указал глава российского правительства.
В.Путин также обратил внимание на наличие инвестиционных возможностей у компаний, напомнив, что по итогам прошлого года крупнейшие компании отрасли выплатили около 8 млрд долл. в качестве дивидендов. При этом недофинансирование их обязательств за 2008-2010гг. составило 2 млрд долл.
Нет новых НПЗ – нет прибыли
Для нефтяных компаний, который не будут выполнять обязательства по модернизации НПЗ, премьер уже придумал наказание – правительство будет изымать у них необоснованно полученную прибыль. При этом В.Путин поддерживает идею подписания юридически обязывающих соглашений между нефтяными компаниями с одной стороны и ФАСом, Ростехнадзором и Росстандартом - с другой.
По данным премьера, соглашения об исполнении программ строительства и реконструкции НПЗ уже подписали "Роснефть", "Газпром нефть", ЛУКОЙЛ, "РуссНефть", "Альянс", "Сургутнефтегаз", "Башнефть" и "Зарубежнефть". "Мы пойдем навстречу только тем компаниям, которые подпишут соглашения, в том числе по порядку и срокам введения новых техрегламентов на нефтепродукты. Однако в случае срыва обязательств по техническому перевооружению мы оставляем за собой право применить санкции, включая изъятие необоснованно полученной прибыли", - сказал премьер.
Такие соглашения должны быть утверждены советами директоров компаний, уточнил глава правительства.
Вместе с тем В.Путин отметил необходимость получения большого числа разрешений для развития вторичной переработки. В связи с этим он поручил профильным ведомствам подготовить предложения по упрощению этой системы. Премьер сказал, что для этого нужно либо создать межведомственную структуру, которая будет выдавать разрешения в режиме одного окна либо ввести заявительный порядок, включающий соответствующие обязательства компаний.
Согласовывать ремонт и резервировать топливо
Придумал премьер и как избежать сезонного дефицита бензина. Для этого, по его мнению, нужно всего лишь согласовывать планы по ремонту НПЗ с Минэнэрго и Ростехнадзором и при этом дополнительно резервировать топливо. "Все плановые ремонтные работы на НПЗ должны быть синхронизированы, чтобы одновременная остановка НПЗ не дестабилизировала бы рынок, не порождала искусственный дефицит и, не дай бог, не вызвала бы трудностей в прохождении осенне-зимнего сезона", - сообщил В.Путин.
В то же время он отметил, что зачастую ремонты установок как первичной, так и вторичной переработки нефти запланированы на одни и те же сроки. В этой связи глава правительства считает целесообразным резервировать топливо заранее при проведении плановых ремонтных работ.
В свою очередь глава Минэнерго Сергей Шматко сообщил, что нефтяные компании подпишут соглашения с "Роснефтегазом" о создании на ее базе системы резервирования топлива. "Важной мерой для обеспечения стабильности внутреннего рынка должна стать система резервирования нефтепродуктов. Мы планируем сформировать ее на базе ОАО "Роснефтегаз", - подчеркнул министр.
По его словам, соответствующие переговоры с нефтяными компаниями уже проведены и их представители согласились с необходимостью создания такой системы и участия в ней. "Начата подписная компания", - сказал он.
Безусловный приоритет
Безусловно приоритетным для всех российских нефтяников с сегодняшнего дня должен стать внутренний рынок, считает премьер. По его словам, потребность в нефтепродуктах будет только увеличиваться, и в этой связи профильным ведомствам поручено подготовить баланс производства и потребления на все основные виды топлива и нефтепродуктов.
При этом В.Путин предлагает закрепить обязательства по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами в лицензиях на разработку месторождений с запасами от 5 млн тонн нефти. "Объем обязательств компаний по обеспечению внутреннего рынка должен быть пропорционален объемам добываемой нефти", - сообщил он, добавив, что мелкие компании можно "оставить за скобками".
Поменять график "Транснефти"
В случае же невыполнения поручения по превращению российского рынка в приоритетный правительство РФ может рассмотреть возможность корректировки экспортных графиков компании "Транснефть". Как заметил В.Путин, изменения схемы взимания экспортных пошлин на нефтепродукты, по мнению экспертов, могут повлечь небольшой рост цен на эту продукцию. В связи с этим он поручил ФАС продолжать мониторинг цен на внутреннем рынке и в случае необоснованного их роста принимать самые "жесткие меры". Он также не исключил, что если эти меры не дадут результата, то придется вернуться к повышению таможенных пошлин.
В.Путин также призвал представителей компаний не доводить ситуацию до того, чтобы власти были вынуждены "поправить экспортные графики компании "Транснефть".
Теги: Путин, бензин, ТЭК, Шматко, нефть
08 июля 2011 г.
Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/08/07/2011/604737.shtml
Бензин в России должен стоить 15 рублей за литр
Справедливая розничная цена бензина в России не должна превышать 15 рублей за литр, считает президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. В статье для «Российской Бизнес-газеты», опубликованной сегодня, 12 июля, он заявил, что средняя российская семья из четырех человек тратит на бензин до 10% своего годового дохода, тогда как на Западе – не более 1-2%, и предложил перейти к другой системе ценообразования. «Может быть, есть смысл отталкиваться от цены килограмма хлеба. Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20 рублей, то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая цена на бензин у нас могла бы быть примерно 15 рублей. Ведь заводская цена 10 рублей», – сказал Г. Шмаль.
Президент Союза нефтегазопромышленников считает, что основная причина кризисной ситуации с бензином – в глубоком отставании российской нефтеперерабатывающей отрасли от зарубежных конкурентов. Устаревшие заводы, многие из которых были построены или до войны, или сразу после войны по ленд-лизу, не способны обеспечить современное качество бензина и глубину переработки нефти. В результате, по статистике Г. Шмаля, в США из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, а в России только 140. Решить проблему могли бы государственные преференции тем компаниям, которые готовы вкладывать существенные средства в модернизацию заводов.
http://www.autonews.ru/automarket_ne.../07/12/1689774
Галлоном общим не измерить: почему в России такие цены на бензин
После резкого роста весной этого года внутрироссийские цены на бензин несколько стабилизировались, и пока, кажется, ничто не предвещает повторения "апрельского кошмара", когда в некоторых регионах стоимость бензина взлетела до 50 руб./л, а в некоторых - он и вовсе исчез из продажи.
Возможно, стабилизировать цены на бензин помогли в том числе и принятые правительством меры. Правда, эксперты единодушно сходятся во мнении, что эти меры следует расценивать как скорую помощь, а не как системные изменения, способные в корне переломить ситуацию.
Чем мы хуже Америки?
Справедливости ради хочется заметить, что в России не самый дорогой в мире бензин. По данным European Road Information Centre, по состоянию на конец июня этого года РФ по ценам на бензин заняла третье место с конца среди европейских стран - дешевле бензин только в Белоруссии и Казахстане. Самый дорогой бензин в европейском регионе оказался в Норвегии (74,35 руб. за литр), Нидерландах (68,07 руб.) и в Бельгии (67,15 руб.).
Конечно, в сравнении с Европой бензин в России на порядок дешевле, но ведь и нефти у нас намного больше. Более того, большинство европейских стран вообще не могут похвастаться наличием запасов черного золота. А вот если сравнивать цены на бензин в России с нефтедобывающими США, Венесуэлой, Кувейтом и Ираном, то бензин у нас намного дороже, считает глава Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. В открытом письме он заявил, что считает справедливой цену на бензин в России примерно 15 руб. за литр. Ведь заводская цена - 10 руб., так почему "мы сегодня продаем литр 95-го почти за 30 руб.", недоумевает нефтяник.
Одна из причин высоких цен, по мнению Г.Шмаля, - это устаревшие нефтеперерабатывающие заводы, многие из которых построены еще до Великой Отечественной войны. Оборудование этих НПЗ совершенно не соответствует современным требованиям. В то время как американцы из одной тонны нефти получают 420 л бензина, россияне - лишь 120 л. Отсюда и высокая стоимость бензина, отмечает президент союза.
Бензин из продажи не исчезнет, но цена на него вырастет
Конечно, новой волны дефицита бензина ожидать не стоит, но вот избежать сезонного повышения цен к осени вряд ли удастся, уверены эксперты. Пока что меры, принятые правительством, можно отнести только к чрезвычайным - никаких серьезных системных изменений не произошло.
После отмены запретительных пошлин и в случае нового скачка нефтяных цен вероятно повторение апрельской ситуации, полагает аналитик ИК "Велес капитал" Василий Танурков. Возможно, несколько сгладит дефицит создание резерва топлива в размере 2 млн тонн, о котором заявило Минэнерго. Но нельзя забывать, что создание резерва - это не способ решения проблемы дефицита, а только инструмент для сглаживания ситуации в чрезвычайных обстоятельствах, подчеркивает эксперт.
По его мнению, наиболее системная мера из намеченных правительством - уравнивание экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты. До сих пор в случае роста цен на мировом рынке для бизнеса оказывалось более выгодным производство мазута на экспорт, чем производство бензина для внутреннего рынка. Намеченное на ближайшее будущее уравнивание экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты - достаточно действенный способ решения проблемы стимулов.
В свою очередь эксперт информационно-аналитического центра (ИАЦ) "Кортес" Павел Строков полагает, что впечатление остановившегося роста цен на автобензины и дизельное топливо на АЗС является обманчивым: просто период кризиса и связанных с ним резких изменений прошел.
С начала года рост на самый востребованный бензин "Регуляр-92" составил 6%, причем в этом показателе доля только первой недели июля составляет 0,7%. Коэффициент маржинальной доходности АЗС, определяющий экономику ее работы, сейчас составляет примерно 9%, и это при статистической норме в 15%.
Не расслабляйтесь, рынок очень возбудим на повышение…
Цены на нефть на мировом рынке на сегодняшний момент тенденции к снижению не имеют. Российский же рынок, несмотря на принятые правительством меры, по-прежнему очень неустойчив к любым воздействующим факторам и очень возбудим на повышение. По мнению П.Строкова, до дефицита, аналогичного весеннему, все-таки не дойдет, но платой за его отсутствие будет еще более высокая цена на АЗС.
Конечно, перед выборами власти вряд ли допустят резкий рост цен на бензин, да и сами компании больше не рискнут провоцировать государство. Скорее всего, цены на нефть до осени останутся примерно на текущих уровнях, не должны вырасти и цены на бензин, говорит аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков. А сравнительная стабилизация цен на внутреннем рынке нефтепродуктов, наблюдающаяся сейчас, - это результат как стабилизации цен на мировом рынке, так и насыщения внутреннего рынка бензином после ввода заградительных экспортных пошлин, констатирует эксперт.
Правда, он призывает "не расслабляться", поскольку со следующего года вновь будут повышены акцизы на бензин и дизтопливо, что автоматически даже без учета внешних факторов должно привести к росту цен на бензин.
Несите ваши денежки на АЗС
По росту цен на бензин по итогам I полугодия Россия оказалась во второй десятке (95-й бензин подорожал на 10%, по состоянию на 11 июля стоимость такого бензина составляла 27,33 руб. за литр). Конечно, можно утешаться первым местом Белоруссии, в которой за это время цены выросли на 39%, и вторым местом Украины с ростом цен на 27,2%. Однако не стоит забывать, что во II квартале бензин дешевел везде, но не у нас. Так что высока вероятность вместе с сезонным повышением спроса, традиционно приходящимся на август-сентябрь, увидеть и повышение цен на АЗС.
Елена Забелло, РБК
19 июля 2011 г.
Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/19/07/2011/606272.shtml