Я не согласен с утверждением "разница настолько мала, что ее не почувствовать".
Мое мнение: переход с 95 на 92 почувствовать можно и проявления внешние есть.
-----------------------
Судя по результатам (см. табл. замеров), правы оказались как скептики, так и оптимисты. Лучшие разгон, эластичность и максималку "десятка" показала на бензине АИ-95. Разница в показателях заметна, хотя значительной ее не назовешь. Дополнительные 2,1 км/ч максимальной скорости под силу засечь только точному измерительному прибору, как, впрочем, и 0,8 с при разгоне до сотни. Вероятно, водитель почувствует небольшие изменения в поведении автомобиля - на "девяносто пятом" ВАЗ-21103 едет немного ровнее и увереннее. Разницу же в потреблении бензина уловить не удалось - сотые доли литра, скорее, допустимая погрешность измерений.
---------------------------
Возникшее в результате повышения давления и температуры самовоспламенение происходит не во фронте пламени, как нормальный процесс горения, а за его пределами, в части объема еще не горевшей смеси. Возникает самый настоящий взрыв - резкое, практически мгновенное выделение тепла и повышение давления в той области, где случилось самовоспламенение.
А дальше еще интересней. Как и во время всякого взрыва, образуется ударная волна. Распространяется она со скоростью, превышающей 1000 м/с (напомним, что фронт пламени "движется" намного медленнее - со скоростью не более 50-80 м/с). Во фронте ударной волны, движущейся по камере, не только давление, но и температура скачкообразно возрастают - чем не условия для воспламенения остатков негоревшей смеси?
На практике так и происходит: она воспламеняется со скоростью движения ударной волны. Эта волна, многократно отражаясь от стенок камеры сгорания, и вызывает характерный звонкий металлический стук при работе двигателя.
Описанное явление получило название "детонация", а процесс сгорания, сопровождаемый объемным самовоспламенением последних порций смеси с образованием ударных волн, - детонационным сгоранием (в иностранной литературе детонацию иногда даже обозначают термином knock - стук).
Если в камере сгорания установить датчик давления, то он зарегистрирует высокочастотную вибрацию, частота и амплитуда которой зависят от интенсивности детонации.
Детонация, особенно сильная, не только вызывает стук двигателя под нагрузкой, но и потерю мощности. А разрушение деталей из-за детонации - это вообще особая тема.
Но испытания двигателей с высокой степенью сжатия показали, что на некоторых режимах они работали шумно, с характерным стуком, и быстро выходили из строя. Ломались поршни, поршневые кольца, прогорали стенки камер сгорания.
Стало ясно, что только за счет изменения геометрии камеры сгорания "чистого" повышения мощности двигателя не получить. И тогда вмешалась наука: были разработаны теории процесса горения, поставлены тысячи экспериментов, прежде чем появилась ясность в понимании того, что же на самом деле происходит в камере сгорания двигателя. И откуда берется этот стук, в конечном счете разрушающий двигатель.
Распознать ее можно по характерному стуку. Поэтому надо научиться слушать двигатель. Правда, на некоторых современных автомобилях услышать детонацию непросто - слишком хорошо изолирован салон. В этом случае слышен слабый детонационный "шелест", не характерный для нормального работающего мотора, но уловить его на слух здесь намного труднее.
--------------------------
Это по поводу того, что работает шумнее. Надеюсь все понимают, что речь идет об использовании нерекомендованного бензина с меньшей устойчивостью к детонации.